Как продюсеры получают права на фильмы

Статьи

Фильм – это сложный объект интеллектуальных прав. Его сложность определяет тот факт, что в него включены другие такие объекты. Например, это музыкальные композиции, которые в нём можно услышать, и у них есть собственные правообладатели. Это и предопределяет юридическую специфику фильма.

За финансирование, производственный процесс, продвижение и прокат фильма, как и за многие другие связанные с ним процессы, отвечает продюсер. Можно сказать, этот человек руководит его созданием. Как определяет статья 1263 ГК, продюсер – изготовитель произведения, и обладает исключительным правом на него, если только нет других указаний в договорах с остальными авторами.

Список авторов приводится в той же статье, он включает постановщика, сценариста и композитора картины. Под последними понимаются авторы музыкальных произведений, которые были написаны специально для фильма.

Чтобы возникли авторские права на фильм, государственная регистрация не нужна. Они возникают сами при создании картины и этим отличаются, к примеру, от патентных прав. Об этом говорится в статье 1259 ГК.

Однако, виз-за специфики производства большим коллективом, а также из-за того, что фильм – сложный объект прав, оформление может оказаться непростым. Продюсеру потребуется:

  • Обеспечить себе либо исключительное право, либо право использования в отношении результатов труда остальных авторов, вошедших в картину.
  • Получить лицензии на использование от тех авторов, чьи отдельные произведения в ней использованы.

Лучше всего, если в соглашении есть пункт об исключительном праве продюсера на фильм как сложный объект.

Для получения этого права потребуется заключить с каждым автором в отдельности договор об отчуждении исключительного права. По нему автор передаёт право продюсеру, как правило, за денежное вознаграждение – оно может быть как фиксированным, так и привязанным к прибыли. При этом авторские права всё равно остаются за авторами.

Вместо исключительного может быть достаточно получить только право использования, если подписать лицензионный договор. Важно, что соглашение одного из этих видов должно быть подписано со всеми обладателями прав на произведение, и в нём должны быть чётко оговорены все условия, а также срок, на который переходят права.

В случае с не участвовавшими непосредственно в создании фильма лицами, владеющими правами на вошедшие в него произведения, заключается лицензионный договор для обеспечения права на их использование.

Помимо этого, требуется также урегулировать отношения с актёрами. Варианты всё те же, то есть продюсер должен получить от них либо исключительное право, либо право на использование, но в данном случае речь идёт об исполнении. Оформляется это также иначе: в договоры с ними просто вносятся соответствующие пункты. Исполнение здесь – результат игры актёра и объект смежных прав, а они тоже должны регулироваться.

Рейтинг записи
IREG блог
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности